История гостиниц и отелей Санкт-Петербурга, часть 3-я
в разделе Истории ПетербургаПредыдущую часть статьи можно прочитать здесь.
Перестроечные года были для гостиниц России самыми нелегкими. Гостиничный фонд беднел, ветшал и таял. Только за год с 1996-го до 97-го число гостиниц уменьшилось на 251, а номеров — на 5329. К 1999-му количество отелей и общежитий сократилось еще на 818. Особенно тяжело пришлось сельским и муниципальным отелям, лишившимся государственной поддержки и ставшим убыточными. Веской причиной сокращения численности гостиниц было и удорожание гостиничных услуг и транспорта. С целью противостояния сложившейся ситуации отельерами были созданы национальные ассоциации, помогающие им укорениться и удержаться на плаву в условиях рыночной экономики и защитить интересы национальных производителей гостиничных услуг.
В конце 90-х состояние гостиничной отрасли меняется в корне — при содействии иностранного капитала возникают и складываются сети отелей, и рынок начинает равняться на западные эталоны. Иностранные инвестиции способствуют реконструкции гостиниц Санкт-Петербурга и страны, на рынок внедряются международные гостиничные сети. На месте старых, обветшавших и устаревших возводятся новые отели, наиболее крупные из существующих реконструируются, и отрасль постепенно выходит из кризиса. Однако по началу отсутствует готовность к внедрению внешнего управления — собственники гостиничного бизнеса не выказывают готовности допустить постороннее влияние на управление свои делом. Прижилась форма управления, в которой управляющие компании были в то же время и собственниками управляемых объектов. Турфирмы тоже обзаводятся гостиничной собственностью — некоторые с нуля, а некоторым она достается по наследству от объектов времен Советского Союза.
К настоящему времени отрасль вышла их кризиса и практически переживает бум своего развития. Лучше всего дела обстоят в крупных городах, где бизнес наиболее успешен, а также там, где наиболее велик поток туристов. За счет большого количества прибывающих по делам бизнесменов в Москве наиболее развит премиум-сегмент гостиничной отрасли, Санкт-Петербург же в этом плане уступает столице. Деловой туризм развит в Северной Венеции значительно меньше, но за счет увеличения потока туристов увеличивается количество отелей, способных предоставить хорошее качество обслуживания за сравнительно невысокую стоимость. Однако прирост мест идет в основном за счет открытия новых мини-отелей в Санкт-Петербурге, и в целом все еще существует дефицит гостиниц.