История гостиниц и отелей Санкт-Петербурга, часть 1-я
в разделе Истории ПетербургаРассматривая историю появления гостиниц в Санкт-Петербурге и историю гостиничного бизнеса в России в целом, стоит отправиться в экскурсию по далеким векам — тем векам, когда гостиниц в известном нам виде еще не было, однако существовали определенные традиции гостеприимства. Гостеприимство славян, населявших Древнюю Русь, было широко известно и упоминалось во множестве летописей. Известный историк Н. М. Карамзин писал, что путники были для славян священными, их с особой заботой встречали и потчевали, берегли и благословляли, когда провожали. Их передавали друг другу и заботились об их безопасности, и если кто-то не мог уберечь гостя от несчастья, он подвергался осуждению и мести со стороны соседей, будто нанес им оскорбление. Уходя, славяне не закрывали двери своих жилищ и оставляли приготовленной еду путникам. Купцы и ремесленники с удовольствием навещали их, потому что не видели промеж славян ни грабителей, ни преступников, однако если бедный человек не имел средств для приема странствующего, ему разрешалось своровать необходимое для этого у зажиточного соседа — долг быть гостеприимным оправдывал такое преступление.
Поучения о том, как принимать гостей (этим словом раньше обычно именовались заморские купцы), передавались от родителей детям и представляли собой важную сторону культурного наследия Руси. Эти правила были зафиксированы в "Поучении" Владимира Мономаха, которое князь написал для своих детей, они же были отражены в "Домострое", начальная версия которого была написана в Новгороде между XV и XVI веками и не сохранилась, а вторая редакция, существенно преобразованная новгородским благовещенским протоиереем Сильвестром, сделавшимся советником Ивана Грозного, сохранилась до настоящих дней. В "Домострое" говорится, что если доведется приветствовать приезжих, какими бы они ни были — торговцами, иностранцами, зваными аль случайными, нищими аль зажиточными, монахами аль мирянами — их нужно встречать максимально тепло, всем воздать достойно по рангу, каждого одарить добрым словом, особо выделить и осчастливить, со всяким пообщаться, всех накормить-напоить, не забыв и ждущих во дворе или сенях, а некоторым и отправить что-нибудь, ни одного не оскорбить, не обидеть и в добрый путь благословить.
Первое подобие отелей возникает в государстве Русском в XII-XVIII веках. Постоялые дворы, или "Ямы", ямские станции, представляли собой станции для временного пребывания чиновников, почтальонов и курьеров, где те могли остановиться на ночлег, отдохнуть, сменить или покормить лошадей. Ямы располагались у важнейших транспортных линий на расстоянии одного конного перехода друг от друга. Свободно путешествовать по Руси и пользоваться услугами ямских станций можно было только тем, кто имел специальный документ — "Подорожную". Этот документ давался всем, кто желал направиться в далекое путешествие, и содержал имя путника, цель и маршрут поездки. В Петровскую эпоху с увеличением мобильности народа и с возрастанием численности почтовых дорог и станций на них начали возникать и гостиницы, начиная с появления в 1715 г. при почтовом ведомстве Санкт-Петербурга одной из первых. Эта дата была принята отправной точкой в истории отельеров России. Вышедшее в 1719 г. распоряжение императора "Об учреждении постоялых и гостиных дворов" благоприятствовало созданию первых сетей гостиниц, и к окончанию XVIII века в государстве имелось более 3000 почтовых станций, принимающих постояльцев. Именно в гостиницах, устройство коих подверглось реформированию по аналогии с европейской моделью, императору так нравилось организовывать званые приемы, и именно благодаря ним появились первые общие бани, которые по началу служили удобству путников, но постепенно приобрели популярность и у местных жителей.
К XVIII в. в стране наличествует довольно много постоялых дворов, кроме всего также позволяющих торговать и осуществлять сделки. В те времена некоторые дворы обслуживали постояльцев по национальности — в Москве например имелись "английский", "греческий" и "армянский" дворы, в Нижнем Новгороде существовали "Немецкий" и "Голландский". Подъем промышленности, увеличение населения и наращивание связей между населенными пунктами положительно сказывались на эволюции гостиничного дела, и к XIX в. каждый крупный город Российской Империи имел свои гостиницы, которые не только размещали гостей, но и могли качественно накормить постояльцев. В 1821 г. вышло положение, содержащее регламент работы гостиниц, ресторанов и трактиров, а несколько позже упразднили и табу на музыку в этих общественных заведениях.
Постройка гостиниц в Санкт-Петербурге продолжается стремительно, и к XX веку в Петербурге общее количество их превышает 320, во всей стране же оно переваливает за 4600, если не брать в расчет постоялые дворы и трактиры с возможностью размещения. К расширяющемуся гостиничному делу присоединяются юные и деятельные личности, вроде купца Н. И. Корзинкина, в 1878 г. купившего под "Большую Московскую Гостиницу" здание в 5 этажей с садом и харчевней, и купца Шевалдышева, в XIX в. создавшего "Истерийский" трактир, который на ряду с прочими русскими трактирами славился национальной рецептами блюд и особыми обычаями хлебосольства и был одним из первых в городе. Под европейским воздействием в XIX-XX веках растет количество точек питания: Москву прославляют за ее чайные, а Петербург — за кофейни с восхитительными сладостями. Постепенно ресторанный бизнес заменяет трактиры, становящиеся питейными заведениями для низших классов общества. Ресторанная культура обретает свои особые черты — персонал ресторанов и трактиров облекается в униформу, наикрупнейшие из первых заказывают кулинаров из-за границы. Посетители заведений забавляются музыкой, бильярдом, петушиными боями.
Продолжение здесь.